Наш ход / Rock 'n' Roll Summit

С 15 июня по 4 июля 1987 года в СССР прошел советско-американский Поход за мир и ядерное разоружение из Ленинграда в Москву, который завершился первым в истории Советского Союза совместным концертом с участием советских и американских музыкантов "Наш ход", в США именуемый, как Rock 'n' Roll Summit. С советской стороны в концерте приняли участие: оркестр "Современник", ансамбли "Русская песня", "Русичи", "Былина", Лайма Вайкуле, Жанна Бичевская, Владимир Пресняков, фольклорные ансамбли под руководством Владимира Назарова и Дмитрия Покровского, рок-группа "Автограф"; с американской - Бонни Райтт, Джеймс Тэйлор, группы "Дуби Бразерс" и "Сантана". Главная редакция программ для молодёжи ЦТ подготовила большой репортаж о концерте, который вышел в эфир несколько недель спустя, в США большой фильм "A Rock 'n Roll Summit", снятый во премя похода и концерта, был показал телеканалами Showtime и The Movie Channel 17 сентября 1987 года.

4 июля 1987 года в Москве прошел советско-американский концерт в котором принимал участие "Автограф" вместе с Сантаной и еще кем-то, не помню. Концерт (а скорее всего часть его) был показан по ТВ. "Автограф" выступал последним. Вышел на сцену "усталый" Беркут весь в коже, положил руку на стойку микрофона и запел "Нам нужен мир" с припевом на английском языке. Показали по-моему только одну эту песню, а потом все участники вышли на сцену и запели "Give Peace A Chance". Я даже записывал выступление "Автографа" на бытовой магнитофон, но к сожалению запись куда то пропала, то ли стер, то ли просто найти не могу.

clegg

4 июля 1987 года в Москве происходит историческое событие: концерт-встреча "СССР - США". От нас выступали "Автограф", Лайма Вайкуле, Пресняков-младший; от американцев - "Santana", "Doobie Brothers", Джеймс Тейлор. Концерт проходил в Измайлово, "автографам" трудно было не уловить черные вибрации зависти и неприязни коллег по музыкальному цеху. Завистники считали, что "команда Сита зажралась!". В конце все участники играли джем и распевали "Give Peace A Chance".

Маргарита Пушкина "Легенды русского рока"

Было бы глупо заниматься описанием концерта десятилетней давности, тем более что немалому количеству нынешних читателей "Джокера" наверняка удалось на нем побывать - не было и нет преград для настоящего меломана, даже если он узнает о Событии с большой буквы за два дня до него. Да и представители прессы и иных СМИ узнали о концерте никак не раньше, ибо первая и последняя пресс-конференция организаторов была проведена только 2 июля. И это при том, что слухи о концерте одного из лучших гитаристов мира, Карлоса Сантаны и его группы Santana клубились в Москве с двадцатых чисел июня...

Впечатления и эмоции - вот и все, что (естественно!) осталось в памяти от этого совершенно секретного шоу, являвшегося, к слову, заключительной акцией Советско-американского марша мира Ленинград - Москва. И первое впечатление - незабываемая акция по добыче билетов на шоу. Вы полагаете, что билеты можно было достать обычным путем? Ошибаетесь: их выдавали в комитетах комсомола лишь отличникам боевой (пардон, трудовой!) и политической подготовки. Было очень смешно оказаться вместе с музыкантами группы "Полигон" и зеленоградскими друзьями-меломанами в одной компании с персонажами, не только ничего не знавшими о Карлосе Сантане, но и думавшими, что рок-музыка - это что-то вроде антисоветского анекдота. Но персонажи вполне соответствовали обстановочке около стадиона в Измайлово тем летним полднем: несколько рядов оцепления при незабвенных красных погонах с буквами "ВВ" вне стадиона, строжайший контроль, как на космодроме, при входе, и последний ряд оцепления, уже на трибунах - солдатики, переодетые в тренировочные костюмы по 7 руб. 50 коп. и сиротские кепочки, но при армейских радиостанциях. Какую же радость неподдельную вызывало это зрелище у редких тогда в наших краях представителей трудовой и бездельной Америки! И как только фотоаппараты и видеокамеры у иностранцев не отнимали! (Нам, кстати, запретили фотографировать оцепление.)

"Из какого района, товарищи?" - вопросил у нас гордый распорядитель при красной повязке. "Из Брежневского!!!" - неуклонно ответили мы и проследовали на гостеприимное и впервые в отечественной практике застланное сеткой футбольное поле, где хитрые комсомольцы и их старшие товарищи из компетентных организаций уж выстроились рядами, готовясь не допустить преступного языкосмешения простых советских юношей и девушек и подло замаскированных представителей империалистических кругов из страны желтого дьявола. Не тут-то было! Ринулись на поле желтые дьяволята и смяли все кордоны, однако ж Вавилонского столпотворения не состоялось: еще шарахался наш трудовой человек от юного империалиста и свято верил в то, что плакаты, вручаемые ему империалистом, заражены страшным вирусом СПИДа, выведенным в заокеанской засекреченной лаборатории. Скрежетали зубами товарищи в штатском, но все, что им оставалось делать - конвоировать всякого молодого человека, идущего на край поля за законной порцией мороженого или бублика. При этом у товарищей в животе пищало и разговаривало - чревовещатели, однако!

Хроника концерта, изложенная в нервно-телеграфном стиле, выглядела (и выглядит) так: публика удивлялась на количество и качество концертного аппарата, предоставленного менеджментом некогда культовой в России венгерской группы Omega. Ряд московских музыкантов (не будем показывать пальцами) злобствовал у сетки, отделявшей поле от закулисья и злословил в адрес "Автографа", поставленного организаторами в программу шоу. Концерт начался важной речью не пойми кого на злободневную тему: "Миру - мир, войне - сами знаете что". К полному равнодушию аудитории джаз - музыку толстых - на сцене играли. К полному равнодушию аудитории (опять!) юный Владимир Пресняков на сцену явился. Русские народные песни на сцене пели, а Карлос Сантана, никем не узнанный, язык из-за кулис показывал (серьезно!). А как только первый американец, Джеймс Тэйлор, на сцену явился, так вся публика-то и взбесилась. Но весьма умеренно - хотя потом, вплоть до выхода на сцену Santan'ы не утихали попытки рьяных комсомольцев усадить (!!!) свою и иностранную публику на поле.

Джеймс Тэйлор и вышедшая сразу же после него на сцену Бонни Райтт все же не вызвали ожидавшейся реакции публики - Жанну Бичевскую принимали куда лучше (во всяком случае, американцы). И, наконец, последний поход за бубликами и кульминация концерта: "Автограф" - The Doobie Brothers - Santana. Все бы хорошо, но... бесконечно чтимый мною "Автограф" играл вовсе не старые классические композиции, но новую программу, чем несказанно обломал слушательскую массу. Спасли положение веселейшие The Doobie Brothers, мигом завоевавшие симпатии населения, впервые услышавшего о них только что, заводной игрой сразу трех барабанщиков и замечательнейшего вида персонажем с прозрачной ритм-гитарой. И уже в сумерках - Santana! До ближайшего московского настоящего концерта гостей с запада - Uriah Heep - оставалось еще пять месяцев, и невозможно сейчас описать то, что творилось на поле. Впрочем... отбор публики в первый и последний раз сыграл положительную роль: моталок в толпе не наблюдалось, да и настроены все были по-иноземному дружелюбно. А музыка... Нет слов - боевик за боевиком: "Black Magic Woman", "Samba Pa Ti", "Moonflower", "Europe (Earth's Cry Heaven's Smile)"... Час концерта Santan'ы пролетел как одно мгновение, а на десерт состоялся некий невразумительный джем-сейшн с выходом на сцену лидера "Круиза" Валерия Гаины (без гитары) и горячими (?) объятиями маэстро Карлоса и Владимира Преснякова (мл.). Для меня же и моих друзей дурацким финальным аккордом оказалось выслушивание в автобусе по дороге домой анекдотов, рассказываемых не в меру расшалившимися комсомольскими работниками.

Но даже эти анекдоты не испортили отличного впечатления от концерта. Увы, он так и не получил достойного продолжения ни следующей весной, как планировалось, ни потом... Пресса же, превозносившая в тот момент "рок, как музыку Перестройки", воды в рот набрала и, наверняка, не из-за показанного языка Карлоса Сантаны: журналисты имели в виду не настоящий рок, что лился со сцены в Измайлово, а нечто, размножавшееся в те годы в пыльных закоулках московской рок-лаборатории и ставшее, увы, доминирующим жанром отечественной сцены наших дней. Хорошо еще, что ТВ показало-таки неплохой репортаж об этом, без всякого преувеличения, историческом фестивале. И нет никакого сомнения в том, что опыт подбора публики на столь опасное по идеологическим критериям комсомольско-молодежное мероприятие очень пригодился его организаторам из различных ведомств меньше чем через полгода - в процессе подготовки и проведения секретно-легендарной "Рок-панорамы '87". Но это уже совершенно другая история...

Всеволод Баронин Джокер-МК

А панка с ирокезом помните? Он там расхаживал, весь такой важный, его все фотографировали наперебой..

С этим концертом у меня была презабавная история. Я в ту пору работал в одном большом НИИ и числился комсоргом отдела. И вот вызывают меня в институтский комитет комсомола и дают комсомольское поручение: обеспечить в субботу явку комсомольцев отдела на ответственное международное мероприятие. Сбор и посадка в автобус - в 10:00 у райкома.

Мою реакцию несложно представить: лето, отличная погода, выходные.. как я им обеспечу явку комсомольцев? не те времена!

Спрашиваю, мол, что за мероприятие. Секретарь (мымра в очках) докладывает, что вот, фестиваль мира и против войны (ох тоскааааа), будут выступать артисты (ох тоска зеленаяяяя). Что за артисты, снова спрашиваю, типа чтобы морально подготовиться к Лещенко, Кобзону и ВИА "Пламя".. Та, заглядывая в бумажку: Владимир Пресняков, ансамбль Автограф, Са.. Сатана, Дуби Бразерс...

- Погодите, Сантана???

- Ну да, точно, Сантана.

Я сначала не поверил, еще раз переспросил, и когда сомнений уже не оставалось, твердо и с неподдельным энтузиазмом заверил Патрию и Правительство, что явка - будет. И - бегом в отдел.

Отдел был немаленький, одних комсомольцев мужского пола штук двадцать. Собрания я проводить не стал, подходил к каждому приватным образом и сообщал сенсационную новость. Да, забыл сказать, что это было добровольно-принудительное (ну, как обычно) мероприятие, посему бесплатно.

Реакция комсомольцев меня разочаровала. Октровенно нахуй не посылали, конечно, но и особо в выражениях не стеснялись, смысл каковых был примерно в том, что я уже совсем ссучился и такую парашу заправлять своим ребятам с такими гнусными целями западло и что мы думали о тебе лучше.

В итоге в автобусе у райкома оказались я и жена. Никто не пришел.

Утро понедельника я снова посвятил приватному обходу комсомольцев и каждому задавал один вопрос, как в том анекдоте: "Ну и кто ты после этого?". Многие честно отвечали: "А я мудаааааак..."

probegi LiveJournal

По телевизору был не репортаж, а сильно урезанная (но все равно не на один час) версия концерта. Кажется, где-то в конце лета ее показали. Уж как минимум два номера Сантаны (Black Magic Woman и Sampa Pa Ti) и что-то из Doobie Brothers там было (я их тоже тогда первый раз услышал, потому и запомнил, наверное, а само выступление, точнее то, что из него показали по ящику, как-то не очень тогда понравилось). Bonny Raitt тоже показали, но она ведь тогда еще не была такой знаменитостью, как 2-3 года спустя. Я тогда подумал, что эта тетка у себя там вторым сортом идет, вот к нам и намылилась, выступить на стадионе хоть разок в жизни. Других иностранных участников не помню, возможно, в телевизионной версии их и не было. Хотя, я и наших-то участников совсем уже никого не помню. Помню, только, что у меня сложилось впечатление, будто там было много каких-то фольклорных ансамблей. Однако, не исключено, что это у меня в памяти Бичевская таким образом мультиплицировалась.

Правда, если, как выясняется, Сантана играл целый час, то в каком-то смысле это можно назвать репортажем.

del_vecchio LiveJournal

Насколько я помню, так с нашей стороны был В. Пресняков-мл. и подтанцовка от Лаймы Вайкуле, Н. Бабкина и ея ансамбль, Жанна Бичевская и, кажется, еще какие-то народники. Единственной нашей рок-группой был "Автограф", хотя "Круиз" тоже сидел за кулисами в "боевой готовности", но сыграть им так и не дали.

Что касается Santana, то в ТВ-версии его было где-то минут на 30.

Всеволод Баронин LiveJournal

Если мне не изменяет память, то очередность была иная: The Doobie Brothers - Автограф - Сантана.

fandeeff LiveJournal

Нам нужен мир

Give Peace A Chance