Серия концертов в УСЗ «Дружба» - дебют новой программы группы, 16-25 сентября 1983 года.
Трек-лист:
Про моё героическое хождение на шесть концертов (16, 17, 20, 22, 24 и 25 сентября) дебюта новой программы «Автографа» из десяти можно не то повесть писать, не то фильм снимать. Меня и сейчас удивляет, как у меня хватило сил и самообладания сходить за десять дней на семь концертов, ничего вдобавок не пропустив из институтских занятий.
В «Дружбу», бывшую по тем временам вполне приличной рок-площадкой весьма западного дизайна и не с таким уж плохим звуком можно было бы пролезать и без билета – да я тогда еще не сильно наглым был. Так что билеты пришлось покупать – какие за пару недель до концерта, а какие и в боевых условиях, то есть отчаянно стрелять прямо на платформе еще не закрытой – закроется через месяц, а откроется много лет спустя в совершенно другой стране – станции метро «Ленинские горы». Концерты-то были аншлаговыми, и весьма! Впрочем, они того стоили: «Автограф» выкатил на публику новую программу – будто новый альбом выпустил, и новинок девять штук набиралось: «Добрый день» (до сих пор считаю, что удачнее открывающего номера у группы за всю ее историю не было), парафраз на тему Г. Свиридова из музыки к кинофильму «Время, вперед!», «Мода», «В мастерской», «Размышления», «Длинная дистанция», «Старый город» и «Истина».
Звучал «Автограф» мощно и более чем прилично, и даже убогие программки продавались. Я же именно на этих концертах как-то затусовался со световиком группы Александром Зейгерманом и вторым FOH-инженером и на все руки мастером Александром Посвянским (позже этот умелец в смысле игры на трубе и клавишных, шитья одежды и танцевания брейка даже снялся в слабокультовом раннеперестроечном фильме «Танцы на крыше»), и несколько раз распивал с ними неизбежный коньяк, свободно проносимый мною на концерты. В ходе этих распитий произошла одна курьезная история…
Суть в том, что еще в мае 1983-го тогдашний журналист «Московской правды» Вячеслав Богданов, которому было уж под 40 (мы познакомились с ним на концерте «Диалога» в ЦДТ в июле 1982-го), познакомил меня лично с Александром Ситковецким – ну вот так буквально взял, и притащил в гости к лидеру «Автографа», прикрывшись необходимостью делать интервью. Не знаю уж из каких соображений Ситковецкий дал мне свой домашний телефон (!), но я не преминул этим воспользоваться – изредка названивал Маэстро и вежливо и нудно желал поживиться студийными записями (так и не поживился!) и мерчандайзингом, то есть плакатами группы и ее значком. Невероятно, но факт – Ситковецкий после концерта 16 сентября вручил мне «синий» плакат группы, каковой до сих пор обитает в моей коллекции. Как попали мне в руки другие два плаката «Автографа» – с зеленой майкой и с шестью фотографиями – даже и не помню (Зейгерман, что ли, одарил?). Но сильнее всего хотелось заполучить значок – и я теперь начал подкатываться с коньяком к директору группы Феликсу Гиршину. В результате значок был мне обещан.
Так вот, стою я после какого-то концерта с мордой топором и жду Зейгермана, чтобы провел за кулисы. И тут ко мне подходит нечто в половину моего роста (почти), в черном бархатном пиджаке, в очках со стеклами толщиной в сантиметр и с огромным носом, и задрав голову вверх, заявляет эдак нагло и с большим понятно каким акцентом:
– Ты, посr’ушай! Если ты еще скажешь хоть слово про моих дr’узей, гr’уппу «Диалог», ты будешь иметь дело с моими дr’узьями-каr’атэистами!
Я предложил выйти и поговорить немедленно (без дr’узей-каr’атэистов), но нечто удалилось, источая матные слова и обещания, что «ты будешь иметь дела с моим адвокатом».
Пришел Зейгерман, я у него спрашиваю – кто это? Зейгерман ничего путного ответить не мог, и мы проследовали за кулисы. Сидим, пьем коньяк, и тут к нам приходит Феликс Гиршин и вручает мне долгожданный значок. Я весь рассыпаюсь в благодарностях и наливаю Феликсу, а потом и спрашиваю:
– Феликс, а кто это такой (и описываю нечто)?
Дальнейший диалог с Феликсом был прекрасен:
– Не обращай внимания, это Сигалов!
– Какой такой Сигалов?
– Ну, Сигаловых же – их много!
Это и впрямь был тот самый Михаил Сигалов (1962-2002), памятный моему поколению рядом погромных антироковых статей в «Комсомольской правде» и «Собеседнике», а профессионалам – общей скользкостью, постоянными обманами и криками о «моих адвокатах». Загадочная смерть в марте 2002-го оборвала сильно туманные дела его…
Вот так, с приключениями и трофеями сходил я на те концерты «Автографа», каковые считаю лучшими в своей рок-практике. Причем на каком-то из концертов я снимал действо на слайды, а концерт 25 сентября был частично записан на катушку – спасибо Посвянскому!
Трек-лист: «Добрый день» / «Монолог»* / «В мастерской»* / Парафраз на тему Г. Свиридова из музыки к кинофильму «Время, вперед!» / «Мода» / «Реквием памяти Джона Леннона» / «Марсианские хроники: Часть I – Начало экспедиции» / «Размышления» / «Длинная дистанция» / «Старый город» / «Старинная баллада» / «Ирландия. Ольстер» / «Электронные часы» / «Истина» (длинная версия)** / «Корабль».
*Игрался либо один номер, либо другой.
**Игралась, кажется, не на всех концертах.
Порядок композиций в первой части концерта (до «Реквиема…») вроде бы иногда менялся.
Те самые плакат и значок, если кому интересно